+38 (044) 377-71-89 ; +38 (067) 549-02-77

Фермерский дворец в Петергофе. Дом - легенда

вкл. .

Фермерский дворец в ПетергофеФермерский дворец в Петергофе — здание с удивительной судьбой. В одно и то же время здесь разводили английских коров и растили наследника российского престола. Фермерский дворец, расположенный в парке «Александрия» в стороне от парадного Петергофа, ведет свою историю от скромной постройки архитектора Адама Менеласа. Это была типичная «образцовая» ферма, с породистыми английскими коровами, жильем для пастухов, кладовыми и кухнями. В стремлении к «сельской простоте» архитектор не знал удержу.

Крышу здания выкрасили под солому, колонны веранды оклеили берестой. Продукты с фермы поставлялись к столу императора Николая I: царская семья проводила лето неподалеку - в неоготическом дворце Коттедж. Когда старшему сыну Николая Александру, интерьер домабудущему императору Александру II, исполнилось восемь лет, ему выделили отдельное пристанище — мансарду одного из флигелей фермы. Будущий государь воспитывался отдельно от младших братьев и сестер, но в то же время под недреманным оком августейшего родителя. Цесаревича учили искусству управления государством, военному делу, экономике и политическим наукам. Возглавлял педагогический корпус Карл Мердер — ротный командир школы гвардейских прапорщиков, ветеран войны с Наполеоном. Вторым по статусу, но не по значению наставником был поэт-романтик Василий Жуковский. Предложение воспитывать монаршего отпрыска он воспринял крайне серьезно и даже уехал на полгода за границу, чтобы ознакомиться с новейшими педагогическими системами. Больше всего ему пришлись но душе либеральные идеи швейцарца Песталоцци. Принципы, которые внушал наследнику Жуковский, были для тогдашней России прямо-таки вольнодумны: «Верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком... Уважай закон... Люби и распространяй просвещение... Свобода и порядок — одно и то же... Уважай народ свой...» Позже «Манифест по освобождению крестьян» и неосуществленные проекты конституции показали, что эти уроки не пропали даром. По пока романтическое воспитание приносило одни неприятности. Взрослеющему Александру был не чужд, как говорили в те времена, «флирт у камина». Увлечения юноши беспокоили строгого отца-императора; двадцатилетний наследник не на шутку влюбился в одну из фрейлин. Николай негодовал: «Саша недостаточно серьезен, он склонен к разным удовольствиям, несмотря на мои советы и укоры...» Во избежание неприятностей решено было женить цесаревича на пятнадцатилетней немецкой принцессе Марии (в замужестве — великой княгине Марии Александровне). В качестве свадебного подарка Александр получил ферму — и сразу же приступил к обустройству семейного гнезда.

интерьер домаинтерьер домаинтерьер дома

Перестройку поручили архитектору Андрею Штакеншиейдеру. Он взял на вооружение стиль «английской готики», характерный для этой части парка. Архитектор изменил дизайн экстерьера и планировку фермы, соединив друг с другом уже существующие копия скульптуры мальчик с собачкойпристройки и павильоны. В итоге дворец представляет собой двухэтажное здание с мансардой и двумя флигелями — малым западным и большим восточным. Фасады остались точно такого же цвета, что и крыша, расписанная под солому. Изменился только рисунок окон и декор чугунных решеток, по столбы-колонны опять расписали под бересту. Миниатюрная с виду постройка вмещала в себя сорок пять основных помещений: гостиные, столовую, покои Марии Александровны, жилые комнаты и рабочие кабинеты Александра Николаевича, спальни и учебные классы их детей с уникальным дизайном интерьера. Во дворце имелись все удобства: душ, мраморные панны и туалеты. (Двери в эти помещения были тщательно замаскированы.) В конце 1850-х годов был установлен механический лифт, приводившийся в движение слугой. Мебель для дворца делали лучшие фирмы того времени, в том числе мастерская братьев Гамбс. Ясеневая и ореховая мебель была обита сафьяном и английским ситцем с мелким рисунком. Для обивки стен использовали ту же ткань.

Многие шедевры знаменитых мебельщиков и сегодня можно увидеть в залах, как и картины и графику из личной коллекции императорской четы. Год назад Фермерский дворец открылся для посещений, и «Александрия» обрела еще одну жемчужину своего готического ожерелья.

 

текст: ГАЛИНА СЫЧЕВА, фото: ИГОРЬ СЫЧЕВ, журнал Elle Decoration №9 (сентябрь 2011)

Присоединяйтесь к нам